В Кыргызстане общество ожидало, что руководство страны защитит секулярность государства и примет меры против религиозного экстремизма. «В этот раз бороться надо на идеологической основе. Есть силы, агитирующие отказаться от национальных ценностей и целиком перейти к религии», — сказал в беседе с Би-Би-Си директор Госкомиссии по делам религии Орозбек Молдалиев.

Акчолпон Койчиева: На Совете обороны Кыргызстана президент Атамбаев осудил религиозный радикализм. Что конкретно имел в виду президент, говоря о религиозном экстремизме?

Орозбек Молдалиев: Тех, кто использует религию для собственного различения от других видов экстремизма, мы называем религиозным экстремизмом. Это никакое не очернительство религии как таковой. Между тем, в Кыргызстане появились разнообразные религиозные течения, которые откровенно стремятся свести на нет наши традиционные устои ханафитского мазхаба, как и наши национальные ценности.

Появились люди, призывающие активно участвовать в боевых действиях в Сирии в связи с событиями на Ближнем Востоке. Есть лица, желающие признать ИГИЛ, которое объявило себя халифатом. Если не будем противоборствовать, то тамошняя ситуация может повториться у нас.

Акчолпон Койчиева: Не сводится ли борьба против экстремизма лишь к задержанию членов «Хизб-ут Тахрира» и организаций, которые агитирует ребят на поездку в Сирию, или подразумевает что-то другое?

Орозбек Молдалиев: Их поимка – обязанность правоохранительных органов. Мы же устремились на идеологическую борьбу против религиозного экстремизма. Согласно принятой Концепции, акцент будет сделан на распространение и культивирование ханафитского мазхаба, ставшего в нашем регионе традиционным и отличающегося толерантностью. Многие под влияние других течений попадают из-за религиозной безграмотности населения.

Акчолпон Койчиева: Глава государства лишь теперь приступает на защиту секулярности Кыргызстана, однако не вышли ли религиозные взгляды в обществе из разряда убеждений отдельных людей на уровень идеологии?

Орозбек Молдалиев: Да, мы немножко опоздали, но несмотря на это, если не будем активизировать свои усилия, то завтра ситуация может более тяжелой. Поэтому в поставлены короткие сроки, разработана Концепция, внесены поправки в законы, надеемся, что к концу года все они выносятся на рассмотрение Жогорку Кенеша. Даже исламские богословы говорят, что проучившие в Пакистане и арабских странах соотечественники агитируют носить тамошние одежды, требуют назвать Всевышнего не Алла-таала, как заведено у кыргызов, а по-чужому «Аллах», вместо кыргызского слова «арам» употребить арабское «харам», тем самым наоборот, отдаляют людей от истинной религии.

Акчолпон Койчиева: В соцсетях часто встречаются слова без разбору отдавшихся исламу молодых кыргызов, утверждающих, что они в первую очередь мусульмане, чем кыргызы. Однако, если взять только регион Центральная Азия, то даже гораздо раньше кыргызов принявшие ислам узбеки, например, становтся мусульманами, не отказываясь от узбекских корней. Но почему только молодые кыргызы готовы отказаться от национальных корней ради мнимой преданности исламу? Откуда у них такая быстрая трансформация?

Орозбек Молдалиев: Проблема связана из-за недостаточного знания религии. Не до конца усвоив чего-то, многие считают себя правыми и пытаются распространить свои куцые знания другим. Между тем, в исламе тоже ценится уважение к родителям, призывают не разрывать с родными и родственниками, иначе будет грех. Разумеется, есть принцип, по которой все мусульмане братья. Но нет требования отказаться от нации, и первым делом стать мусульманами. Это специально распространяемая идеология. Есть и те, кто ведет целенаправленную работу по отлучению людей от этнических ценностей.

Беседовала Акчолпон Койчиева.

Источник: Кыргызская служба радио Би-Би-Си. 10.11.2014.

Перевод: Extranews.kg