Идея евразийства уверенно набирает обороты. Претворяясь в жизнь в виде кооперации своих экономических, политических и интеллектуальных возможностей, нацеленных на структурирование интеграционных региональных и межрегиональных объединений. Это особенно видно на примере выстраивания отношений России и Центральной Азии.

Больше двух десятилетий центрально-азиатский регион СНГ пребывает в суверенном политическом и экономическом статусе. Образованные на месте бывшей советской Средней Азии новые независимые государства обрели полномочия международной правосубъектности. В обстановке растерянности, оказавшись на историческом перепутье после распада СССР, каждая из республик, стала искать свой путь развития, сопряженный с неимоверными трудностями, порой даже драматичными.

В тот сложный период от активного участия в делах Центральной Азии, Россия дистанцировалась, т.к. сама пребывала в прострации своих внутренних и внешних проблем. Такая отрешенность характеризовалась алогичностью ее действий по отношению к постсоветскому пространству. К новоиспеченным государствам всего СНГ применялся пассивный подход, отдававшийся дежурной шаблонностью и, итог для самой же России оказался совсем неприятным. Половина стран СНГ первой комплектации образца 1991 года из вчерашних союзников превратилась в равнодушных членов, либо в откровенных оппонентов России.

Хотя на начальном этапе многие еще надеялись, что удастся сохранить прежний возможно немного видоизмененный промышленно-производственный и социально-экономический союзный конгломерат, который создавался на протяжении длительного советского периода. К примеру, на их базе в рыночных условиях предлагалось организовать совместные предприятия с пропорциональным долевым участием России и центрально-азиатских государств. Поэтому по привычке все оглядывались на Москву. Однако, невнятная политика тогдашнего руководства России в отношении этого региона, особенно в 90-е гг ХХ века, привела к большому разочарованию.

Центральная Азия, в буквальном смысле, выталкивалась из орбиты российского влияния. Действовал искаженный принцип, бытовавший в незапамятные времена: никуда, мол, эта Средняя Азия не денется. Внезапно проснувшиеся самостийные амбиции истеблишмента этих республик, также наложили негативный отпечаток на их макро– и микроэкономику.

Формировавшаяся российская олигархия, находясь в состоянии первоначального накопления капитала и борьбы за политическое влияние, целенаправленно продвигала официальный курс Кремля по псевдодемократическим стандартам в сторону процветающего Запада. Развал прежней системы госуправления, экономическая разруха, гиперинфляция в русле так называемой «шоковой терапии», были на руку либеральному окружению первого президента РФ. Пребывая в иллюзиях англосаксонской идеологии о равноправном партнерстве, все были заняты «европеизацией» крупнейшей евроазиатской державы. И, как известно, ошибочность такого курса не замедлила долго ждать: российская экономика из некогда индустриальной стала превращаться в частично-индустриальную с преобладанием сырьевой ориентации.

Группа высокоразвитых «стран большой семерки» («G7») намеренно вела двуличную политику. В действительности же, сильная и самодостаточная Россия им не нужна. Запоздалое прозрение вынудило ее вернуться на исходный рубеж и пересмотреть свою внешнеполитическую и внешнеэкономическую стратегию с равномерным креном и на другие части Земного шара.

Сегодня мы видим, что за годы независимости материально-технический фундамент экономического роста на постсоветском пространстве  почти не создавался. Ни одна из стран СНГ, по большому счету, еще не обеспечила своему населению достойного существования. Бесспорно, нужен кардинальный выход из самостийной депрессии. И многим он видится в пересмотре исторической несправедливости и поиску путей для объединения.

Для Центральной Азии, как следует из изложенного, процессу интеграции должна способствовать идея евразийства — наиболее приемлемый вариант, отождествляющий собой парадигму социально-политического, экономического и культурного развития стран региона на достаточно долгую историческую перспективу. В самой идее евразийской интеграции должна возрасти значимость России, как центра притяжения, потому что она занимает такое геополитическое и геоэкономическое положение, которое позволяет ей сочетать трудно сочетаемое.

Развивая рыночную экономику она способна использовать достижения Запада и Востока для технической модернизации не только своих средств производства, но и региональных союзников-партнеров, опираясь на собственную ментальную специфику, с ее традиционной системой нравственных ценностей. Что близко и понятно другим странам, в том числе и образующих центрально-азиатский регион СНГ. Начало положено – в Евразийский экономический союз вместе с Россией уже входят Казахстан и Кыргызстан, следующий потенциальный член ЕАЭС — Таджикистан. Успешность этого проекта должна будет оказать влияние на позиции Узбекистана и Туркменистана.

Следовательно, роль России в интеграционных процессах в Центральной Азии возрастает вместе с огромной степенью ответственности всех стран, входящих в этот регион. Только аккумулировав совместный потенциал можно более надежно и концептуально завоевать свое достойное место в сложном и непредсказуемом мире, состоящим не из однополярной, а многополярной системы созидания.

Рассматривая основные направления постсоветской и цен­трально-азиатской региональной интеграции, можно прийти к следующим выводам:

  • Региональная экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и международного разделения труда, способствующих тесному взаимопереплетению экономик государств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе. Понятие «региональный» подразумевает под собой не просто территориальную близость, а также экономико-географическую, культурно-хозяйственную и ментальную общность, которая способствует формированию адекватных  времени общественно-политических преобразований. По мнению ряда авторитетных исследователей в ближайшем будущем, такие экономические и политические межгосударственные альянсы будут наиболее действенными и эффективными по сравнению с обособленными закрытыми странами, пытающимися в одиночку претворять свои многосторонние планы.
  • Создание интеграционной системы России и Центральной Азии – актуальная потребность сегодняшнего времени, продиктованная необходимостью решения насущных целей и задач. В связи с этим появляется объективная необходимость в разработке концепций и программ создания стабильной региональной интеграционной системы государств, которая  позволит им отстоять свои национальные интересы в рамках современных вызовов и угроз.
  • Россию и республики центрально-азиатского региона связывают общие задачи переходного периода, включающие в себя реформирование политических и экономических структур. Только опираясь на взаимную координацию во внешней политике, страны центрально-азиатского региона смогут достичь полномасштабной экономической интеграции, а также обеспечить национальную безопасность своих внешних границ. В системе межгосударственных отношений России и Центральной Азии просматриваются несколько этапов развития. Они определены, главным образом, внутриполитической обстановкой в каждой из стран, личностными характеристиками глав государств и особенностями их экономик, что конечно же, сказывается на уровне и динамике интеграционных процессов в регионе.
  • Следует отметить, что экономическая составляющая центрально-азиатских республик и России по многим позициям дополняет друг друга, что создает благоприятные предпосылки для расширения товарной номенклатуры во взаимной торговле. Однако, по сей день остаются нерешенными ряд проблем: вопросы трансграничного водопользования, демаркация и делимитация государственных границ, затяжной характер принимаемых решений, что в итоге затормаживает торгово-экономическое кооперирование. Сдерживающими факторами в развитии регионального сотрудничества являются не только различия в экономическом развитии, но и введение всевозможных ограничений во взаимной торговле, наличие высоких политических и экономических рисков инвестирования.
  • Сегодня основной стратегической целью России и стран Центральной Азии является планомерное создание единой производственно-экономической и торгово-таможенной зоны, а далее и валютного союза. Ожидается, что в будущем в рамках развития ЕАЭС будет ускорено продвижение и расширение интеграционных процессов за счет постепенного создания общих рынков. Что позволит всем государствам-участникам получить определенную выгоду. Это должно стать стимулом и для других среднеазиатских республик.

В настоящее время государствам Центральной Азии порой присуща односторонняя фрагментация. Но, исходя из опыта наиболее развитых интеграционных объединений, страны региона при посредничестве России должны разработать такую торгово-экономическую политику в отношении третьих стран, которая бы не ущемляла интересы регионального и межрегионального сотрудничества в целом. Ведь в регионе, помимо ЕАЭС широко представлен и ШОС. Что, естественно, предполагает соблюдение баланса геополитических и геоэкономических интересов, прежде всего, двух экстрарегиональных держав – Российской Федерации и КНР.

Значит, поиск регламентированного компромисса неизбежен. И надо сказать, что работа по взаимодействию между этими интеграционными объединениями уже началась. Регионализм отрицает всякую замкнутость, т.к. в его основе заложена интернационализация национальных экономик. Обозначенные приоритеты и перспективы по переходу интеграционных процессов на более качественный и ощутимый уровень потребуют выполнения ряд необходимых условий. Без этого ничего существенного произойти не может.

При этом нельзя забывать, что регионализации свойственно постепенное и последовательное продвижение, поэтому необходимо согласование и учет интересов каждого участника, предусматривающие креативное применение различных методик. Евразийский экономический союз как раз и призван материализовать эту реальность. Другой более весомой и адекватной альтернативы для центрально-азиатского региона на ближайшие десятилетия не просматривается.

Алия Орозбаева, магистрант ИМП РУДН, отделения «Зарубежное регионоведение», г.Москва.  Специально для «Extranews.kg». 30.05.2015.