Несколько лет тому назад режиссер Актан Арым Кубат снял кинофильм «Бешкемпир». Как только вышел фильм, он прогремел на весь мир, выиграл много международных наград. Тогда мы подумали «наверное, это великое кино». А когда его стали показывать по КТР, мы все дома собрались возле телевизора, нельзя же пропустить «кыргызское чудо».

Однако, к сожалению, так мы и не досмотрели фильм до конца. Мало того, что кыргызов показали дикими, так еще много постыдных сцен. По-моему мнению, этот фильм не соответствует менталитету кыргызов, и не может правильно отразить нашу действительность. И сейчас Актан Арым Кубат, сыгравший главную роль в своем фильме «Свет-аке», объехал с ним весь мир.

Услышав, что участвовавший в конкурсах фильм выигрывает главные призы, мы снова подумали, что уж этот фильм действительно чудо. К сожалению, и в этот раз наши надежды не сбылись. И этот фильм показал кыргызский народ диким. А что, Актан Арым Кубат не может снимать культурное кино как Эрнест Абдыжапаров? Или же он считает, что какие-то международные премии дороже авторитета и достоинства, менталитета кыргызского народа? Нам известно, что режиссеры Эрнест Абдыжапаров, Нурлан Эген создают культурное кино, показывают характер народа, величие его менталитета, и с этими фильмами выигрывают на конкурсах главные призы.

Короче, я не понял Актан Арым Кубата.

Тимур Абдусаламов. г. Бишкек.

От редакции газеты «АЛИБИ»: Фильм Актана Арым Кубата обсуждается в интернете на Facebook, где пользователи интернета делятся своими мнениями, на что мы обращаем ваше внимание:

JANAR AKAEV: Кто видел фильм «Свет-аке» Актан Арым Кубата, который победил на Международном конкурсе? Например, мне не понравился. Арым Кубат меня очень огорчил… Он показал кыргызов чрезвычайно диким, нищим народом… Не похоже на правду.

Omurali Mataev: На сегодняшний день этот кыргызский фильм удивляет весь мир. Люди, проживающие за границей, придут к мнению, что революцию делают из-за такого уровня жизни. Созданные в Кыргызстане в последнее время кинофильмы показывают настоящую жизнь кыргызов. Но в то же время показывают диким, отставшим от цивилизации народом. Но ведь у кыргызов есть и другая жизнь. Есть считанные фильмы, показывающие цивилизованную жизнь кыргызов. А фильмы, показывающие жизнь простого народа в таком аспекте, могут отвратить от него людей за рубежом.

Gulnaz Bakirova: У меня сложилось такое же мнение. Показанная в фильме игра «развяжи верблюда» мне совсем не понравилась. Если бы не этот эпизод, я бы не злилась на этот фильм. Просто бы сказала «а-а-а, еще один фестивальный фильм». Я думаю, что неправильно, когда в фильме изменяют истинный исторический смысл игры.

JANAR AKAEV: Gulnaz, это «развяжи верблюда» сейчас в каком кыргызском аиле есть? Нет же. Например, я объехал и обошел все области, кроме Нарынской, и нигде не видел такого «позорного» аила.

Omurali Mataev: Сейчас жизнь народа лучше, чем раньше. В начале 90-х годов в некоторых аилах люди сидели без хлеба, без масла. Сейчас таких отсталых аилов в Кыргызстане нет. В каждой семье есть по одному «послу» в России.

Gulnaz Bakirova: Сейчас мы можем удивить мир, как сказал Омурали-байке, только своей дикостью. А игру «развяжи верблюда» режиссер неправильно показал в фильме, игра сама по себе совсем другая. Ну, а жизнь народа он отразил совершенно по-другому. Сейчас кыргызы не такие нищие. И это не соответствует реальности. Может быть, режиссеру удобно показывать нас именно в таком ракурсе, чтобы получать на Международных кинофестивалях награды.

Источник: газета «Алиби». 30 ноября 2010.

Перевод: gezitter.org