Алаш: столетний юбилей, который невозможно было предсказать. Часть 2

Четвертое. В феврале 1917 г. создается пишпекский филиал партии «Алаш», во главе которого встал Абдыкерим Сыдыков. В организацию вступили Дуур Сооромбаев, Сейдахмат Чукин, Найзабек Тулин, Иманалы Айдарбеков, отец и сын – Курман Лепесов и Искак Курманов, Сатаркул Джангарачев, Имаш Кообеков, Садык Мураталин, Касымбай Тельтаев, Осмоналы Сыдыков, Ишмухамед Кендырбаев и другие.

Ядром организации выступили представители кыргызской аристократии – манапы, интеллигенция, служащие местной царской администрации, гимназисты и студенческая молодежь. Ветераном партии стал просветитель Ишеналы Арабаев, который в 1913-1918 гг. редактировал газету «Казах» – политический орган ЦК партии «Алаш». Он имел близкие отношения с лидерами партии Алиханом Букейхановым и Ахметом Байтурсуновым, которые были его друзьями.

Другим ветераном партии был переводчик областного военного губернатора Ибраим Джайнаков. В списке пишпекского отделения партии также числились брат и сын предводителя восстания 1916 года Канат-хана Абукина – Касым Абукин и Карыпбай Канатов.

Среди приведенного списка алашевцев мы видим лучших сынов Кыргызстана. Абдыкерим Сыдыков, Иманалы Айдарбеков и Ишеналы Арабаев вошли в число отцов-основателей советской кыргызской государственности. А.Сыдыков писал труды по истории кыргызов и экономике кочевого хозяйства. И.Арабаев стал автором первых кыргызских азбук и учебников для школ.

Дуур Сооромбаев и Курман Лепесов были меценатами, строившими для кыргызских детей школы. Осмоналы Сыдыков был первым талантливым и профессиональным историком. Касым Тыныстанов – первым профессором-кыргызом, писателем и литературоведом. Остальные впоследствии зарекомендовали себя на советской работе способными управленцами и организаторами народного хозяйства.

Пятое. После свержения царизма партия «Алаш» легализовалась. За короткий срок она провела подряд три съезда – в апреле, июле и декабре 1917 г. Делегатами на 1-м учредительном съезде «Алаш» (их называли «киргизскими съездами») были И.Арабаев и Д.Сооромбаев.

Третий всеобщий съезд Киргизского края в Оренбурге завершил организационное оформление партии и сформулировал ее основные программные положения. Лидером партии был избран Алихан Букейханов. В работе этого съезда участвовали кыргызы А.Сыдыков, Т.Худайбергенов, К.Лепесов и И.Курманов.

Шестое. Партия «Алаш» имела свою программу, которая была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года. Она свидетельствует, что в Туркестане была альтернатива большевистской программе, вопреки заявлению ее лидеров, что альтернативы большевизму в стране не было.

В этой программе говорилось: «Россия должна стать демократической, федеративной республикой (демократический, народный, федеративный союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах. Во главе стоит Учредительное собрание, в промежутках – президент, избираемый учредительным собранием и Государственной думой». Это была программа строительства правового государства.

Алашевцы предлагали прогрессивную систему выборов: «Правом выбора пользуются все без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов проводятся прямым, равноправным и тайным голосованием». Модель устройства Российского федеративного государства переносилась и на «Автономию Алаш» (по имени общего предка тюрков), в состав которого должны были войти все народы Туркестана.

Гарантировались права национальным меньшинствам, культурная и экстерриториальная автономии, пропорциональное представительство в правительстве и государственных учреждениях. Объявлялось равноправие народов, неприкосновенность личности, свобода слова, союзов, демонстраций. Религия отделялась от государства.

Взимание налогов должно было проводиться дифференцировано – «богатый платит больше, бедный – меньше». Достоянием всех должно было стать народное образование. Продажа земли категорически запрещалась.

Седьмое. Партия «Алаш» в Пишпекском уезде просуществовала почти полтора года и была закрыта летом 1918 года в числе первейших. Наступало время красного террора. Прошедшее время партия провела в заботах о возвращении кыргызских беженцев из Китая, защитой их прав и обеспечении их всем необходимым, действуя самостоятельно и через комиссариаты Туркестанского комитета Временного правительства.

Партия была популярна в массах и участвовала в политических кампаниях по выдвижению своих представителей в органы власти. Например, кандидатами в депутаты Учредительного собрания семиреченцы не назвали ни одного большевика.

От партии «Алаш» кандидатами стали: переводчик областного военного губернатора Ибраим Джайнаков, Д.Сооромбаев и А.Сыдыков; от «Букары» в блоке с левыми эсерами – алашевец М.Тынышпаев, от эсеров – начальник Переселенческого управления А.Шебарин, верненский голова О.Шкапский и волостной управитель манап Дардаил Абдулин.

Восьмое. В период гражданской войны большевики вели беспощадную войну против т.н. «буржуазно-националистических правительств» (Кокандская автономия, Крымская директория, Татаро-Башкирское правительство и т.д.). В 1919 г. было распущено «автономное татаро-башкирское правительство» Ахмет-Заки Валидова и на ее месте образована Башкирская АССР – автономия советского типа.

Такой разворот в советской национальной политике давал алашевцам надежду на осуществление своих чаяний хотя бы на платформе большевиков. В 1920 г. была провозглашена Киргизская (Казахская) АССР, правда, без главенствующего участия алашевцев.

Девятое. Алашевцы составили костяк будущей оппозиции против Советской власти. Они стали в 1921-1922 гг., инициаторами создания Киргизской горной области, когда стало невозможным образование автономии Алаш. В 1925 году они выступили против политики партии, сделав заявление «тридцати».

В 1933 г., через 15 лет после ухода с политической арены партии «Алаш», А.Сыдыков создал подпольную Социалистическую Туранскую партию (СТП) и вновь возвратится к поиску иной, отличной от советской, модели устройства общества и государства, где каждый гражданин мог бы свободно жить, мыслить и развиваться.

Что же стало с руководителями кыргызского филиала партии «Алаш»?

К 1938 г. они уже были почти все поголовно истреблены. Д.Сооромбаев расстрелян ЧК в 1921 г. И.Арабаев погиб в тюрьме в 1933 г. К.Лепесов погиб в 1927 г. по пути в ссылку в Украину. И.Курманов погиб в лагерях. К.Канатов был трижды осужден, провел в лагерях 30 лет и умер в 1954 г. Историк О.Сыдыков бежал в Китай. В 1938 г. расстреляны А.Сыдыков, И.Айдарбеков, К.Тыныстанов, С.Чукин, Н.Тулин, К.Тельтаев, С.Мураталин и другие.

Многих казахстанцев удивило, что у партии «Алаш» был кыргызский филиал. Удивило это и кыргызстанцев, многие из которых не знают о существовании Пишпекского отделения партии «Алаш», куда вошли лучшие сыны родины. А ведь это наша общая история и культура, которая является наследием наших народов, страницы которой мы должны сделать достоянием наших народов и всего мира.

Безусловно, феномен партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орды» должен изучаться комплексно с широким анализом деятельности их региональных, областных, районных филиалов, военных и других формирований на местах. Там непочатый край работы, много не обнародованных и не исследованных материалов и фактов. Там судьбы конкретных людей, репрессии и трагедии тысяч граждан, патриотов наших стран и народов.

В Казахстане многое делается для развития исторической науки и культуры. Но государство не может дойти до самых глубинных сторон исторического процесса. Нужна также поддержка общественных организаций, инициатива ученых и самих граждан. Например, в Казахстане создан и работает «Общественный фонд по реабилитации и увековечиванию памяти лиц, пострадавших в борьбе за свободу и независимость Казахстана «Каhармандар».

Подобные фонды давно уже созданы и успешно функционируют при поддержке государства и бизнес-структур в других цивилизованных государствах. Согласно своим уставным целям и задачам, Фонд намерен во взаимодействии с научными, государственными и другими общественными организациями, политическими партиями, краеведами системно заняться исследованиями подобных белых пятен истории.

Полагаю, что необходимо всемерно поддержать этот благородный и полезный для народа гражданский порыв. Мы со своей стороны готовы конструктивно сотрудничать с ним, а, может, быть и создать его филиал у нас в республике в целях укрепления дружеских и братских уз между нашими народами и государствами.

Зайнидин Курманов, профессор истории.

Источник: narynaiyp.com