Ответить на вопрос, что станет с электронными медиа через несколько лет, довольно непросто. Если еще 5 лет назад крупные компании на digital-рынке могли строить планы на несколько лет вперед, то сейчас горизонт планирования сократился до одного квартала. Это связано с тем, что никто не в состоянии предугадать, какой стартап в ближайшие пару месяцев выстрелит и переформатирует рынок медиа.

Однако у некоторых людей есть представление о том, какие изменения в скором будущем произойдут на рынке русскоязычных медиа. Kaktakto собрал топ-5 трендов, которые изменят журналистику, по версии digital-директора Life.ru Евгения Волкова.

1. Digital Natives

Выросло поколение Digital Natives, которое не воспринимает не только телевидение и печатные СМИ, которые не дают возможности выбирать. Если в США под цифровым поколением подразумеваются все те, кто родились в 90-х, то в России и других странах СНГ – это люди, родившиеся в XXI веке. Это поколение можно привлечь, если генерировать контент только в той среде и на том канале, где они готовы потреблять информацию.

Яндекс проводил обширный опрос среди подростков. Часть респондентов 13-14 лет ответили, что не пользуются интернетом вообще. Выяснилось, что подростки обитают исключительно в социальных сетях и не воспринимают их как часть интернета. Для них – это приложение на экране смартфона. Они не ходят по сайтам, почти не пользуются интернет-браузерами. Проще говоря, они не смотрят видеоблог Ивангая на Youtube. Они смотрят Ивангая.

2. Нейросети

Когда вы набираете что-то в поисковике Google, вы пользуетесь нейросетью. Когда вы используете Google-переводчик, вы пользуетесь нейросетью. Когда вы прокладываете маршрут в навигаторе, вы также пользуетесь нейросетью. Ваша лента в Facebook сформирована нейросетью. Они настолько интегрировались в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. Количество нейросетей растет с каждым днем. И они очень быстро учатся.

Если дать совсем простое определение, то нейросеть – это такая штука, которая умеет учиться. Стоимость развертывания нейросети сейчас подходит к нулю. Программист, который может хотя бы немножечко писать на Python и знает математику, в состоянии развернуть простую нейросеть за сутки. Другой вопрос, какое количество «железа» он сможет вложить в ее обучение и какого качества будет обучающая выборка.

3. Мозг vs нейросети

Почему нейросети эффективнее человека? Человек максимально воспринимает не более семи входных параметров при решении той или иной проблемы. Больше параметров мы просто не в силах удержать в голове. На вход нейросети можно дать тысячу параметров, можно десять тысяч. Поэтому нейросети в состоянии делать выводы, на которые человеческий мозг неспособен.

Пример. У компании Shell в США тысячи заправок. У них есть проблема. Какую продукцию поставлять на каждую заправку. Где закончились масла, где их с переизбытком. До некоторого времени эту проблему решал штат логистов, состоящий их нескольких сотен человек. Сейчас их сместила нейросеть. Оказалось, что она эффективнее нескольких сотен профессионалов. Нейросеть заметила, что увеличение продаж бензина марки 92 в штате Флорида вызывает увеличение продаж стеклоочистителей в штате Мэн. В чем здесь связь, человек понять не в состоянии. Однако такая корреляция существует. И при больших продажах 92-го во Флориде Shell срочно отправляет партию стеклоочистителей в Мэн. И все отлично.

Аналогичная ситуация в цифровых медиа. На многих крупных площадках нейросети прекрасно справляются с модерацией сообщений, SMM, мониторингом соцсетей и т. д.

4. Фейк-видео

Наверняка вы видели синтезированное нейронными сетями видео экс-президента США Барака Обамы. Нейросеть посмотрела миллионы видео Обамы и научилась подражать его мимике. Технологии зашли настолько далеко, что уже через год-два видео как доказательство перестанет существовать. Интернет заполонят фейк-видео, которые невозможно будет отличить от реальных.

Если через год вы увидите в Сети видео – не верьте ему. По умолчанию. Особенно если видео резонансное. Скорее всего, оно будет сгенерировано. Разумеется, видео с котами никто не будет подделывать. Однако для забавы можно будет генерировать и котиков.

5. Пресс-релиз для роботов

Уже в следующем году Life.ru поручит написание полноценных новостей на основе пресс-релизов и новостных поводов из информагентств. Бета-версии нейросетей-новостников уже активно работают, учатся, совершенствуют свои алгоритмы.

Русскоязычные медиа от нейронных журналистов пока спасает сложность русского языка. В крупных англоязычных изданиях новости спорта, экономики зачастую пишет нейронная сеть. Но, судя по всему, нейронным сетям под силу научиться грамотно излагать мысли на русском. Поэтому дальновидным редакторам новостей пора осваивать другие профессии, на которые пока не претендуют роботы.

По всей видимости, как только на рынок выкинут нейросети для генерации новостного контента, интернет захлестнет шквал фейков, по сравнению с которым ситуация с фейками в США во время предвыборной гонки Хиллари Клинтон и Дональда Трампа окажется безобидной сказкой. Ситуацию спасут нейросети, разработанные для проверки новости на достоверность. Однако алгоритм фактчекинга гораздо сложнее, чем генерация текста. И пока рано говорить даже о бета-версиях нейросетей для фактчекинга.

Александр Шабалин. 

Источник: kaktakto.com