С туземцами на их языке говоря

По прочтении публикаций и  материалов о событиях в Кыргызстане за все годы суверенитете постоянно не покидает чувство недосказанности многого. Это и пробелы в портретах главных участников событий, и ошибочность выбора позиций российских и местных русскоязычных авторов вплоть до  профанации и дилетантства. Но хуже всего заведомая ложь и корпоративное вранье. Хотя, как раз с последними все понятно.

На этом фоне больше всего достает дилетантство, поверхностный подход к избранной теме большинства иноязычных  авторов. Особенно, как это ни печально и  неприятно лично для меня – российских. Прискорбно наблюдать, как о кыргызстанских  событиях они пишут и рассуждают по ферганским, сумгаитским, карабахским и, даже приднестровским лекалам.  Хотя причины и источники ошско-узгенских событий 90-го года, и, тем более, прошлогодней бойни  в Оше, совсем иные и события происходили тоже в иной плоскости и по разным сценариям. Сходства были только внешние. И, все это показывали и показывают, писали и до сих пор пишут коллеги, с которыми прожили вместе более 70 лет в одной братской державе?

Такое чувство, будто мы все на бывшую советскую территорию сегодня опустились из иных планет и при этом умудрившись позабыть о вчерашних общих корнях. Начали говорить на разных языках, потому и сегодня стоим на пороге нового Вавилона, который, если не принять упреждающие кардинальные меры для возвращение к былой общности, в кратчайшие сроки может привести к апокалипсису на месте бывшей великой державы. В сравнении с чем, распад СССР станет детской игрой.

В этом смысле западных и американских журналистов можно как-то понять: бывший СССР для них была запретной зоной, их, окаянных рупоров империалистической идеологии, на окраины попросту не пускали. Посему западный читатель, радиослушатель и телезритель информацию о советских республиках, их жителях, тем более, умонастроениях, допустим, кыргызов, знали в основном из материалов специфичных радиоголосов и эмигрантских печатных СМИ, где работали, эмигрантское отребье,  изменники родины  или  сбежавшие на Запад диссиденты. Времена меняются, эти личности ныне представляют себя (или их представляют)  борцами за национальную независимость и свободу бывших советских народов.

К примеру, кыргызскую службу Радио «Свободная Европа»-Радио «Свобода» (РСЕ-РС) долгое время, начиная с конца второй мировой войны  до обретения Кыргызстаном независимости возглавлял, как тот сам неоднократно рассказывал в  своих интервью,  бывший советский военнопленный, сбежавший в конце войны на запад, уроженец Тонского района Иссык-Кульской области Кудайберген Кожомбердиев под псевдонимом «Азамат Алтай». Другой корреспондент вешает под псевдонимом «Аким Узген». По некоторым сведениям, он является турецкоподданным кыргызом из опрысков беглого последнего кыргызского хана Рахманкула, потомки которого ныне живут в окрестностях озера Ван на востоке Турции. Кыргызскую службу РСЕ-РС отличает сверхкорпоративность в освещении событий в Кыргызстане,  ее журналисты выше всего ставят обслуживание национальных интересов США, особенно ястребов из Капитолийского холма и госдеповских соколов. В освещении России и кыргызско-российских отношений акцент делается на позиции либерального окружения президента Д.Медведева, нежели на четко выраженную  государственность премьера В.Путина.

Соответственно подобрали и журналистов, которые, как правило, в отличие  от мнящих себя сверхдемократизированными и супернезависимыми нынешних российских коллег и кыргызских журналюг-недотеп,    люди четко определенной политориентации, сверхпроницательные в национальном вопросе,  меркантильно-мерзковатые  ко всему, что связывает кыргызов с русскими и Россией. Но сие они делают по всем правилам идеологической конспирологии: под видом радения за национальные интересы кыргызов, журналисты «радиоголосов» любят обращаться к архаике национальной истории, выпячивают роль фольклорных героев, пропагандируют и идолизируют родоплеменных вождей и батыров прошлых веков в то время, когда нынешняя жизнь и помыслы потомков Манаса Великодушного обращены совсем в другую сторону и требуют адекватных времени подходов и решений. Однако, в освещении современной кыргызской жизни,  политики и политических событий в Кыргызстане позиция коллег из    «радиоголоса» четкая – проамериканская и прозападная.

Любимая тема РСЕ-РС,  как и официально-конфиденциальная политика Вашингтона  — межнациональные отношения и конфликты, в которых четко видится акцент на анатомию  трений  и конфликтов со специфичным их резюмированием или без оного. Мол, дальше сами разбирайтесь, а мы делаем главное – беспристрастно информируем. Хотя ежу ясно, что подача любой информации, тем более финансируемой из Вашингтона, есть политика определенной стороны.

После обретения суверенитета место вышеупомянутого Азамата Алтая заняли бывшие кыргызские комсомольцы, выпускники советских ВУЗов и ученые с советскими степенями, вовремя сумевшие повернуть нос в нужную сторону и умеющие держать его по ветру новых перемен. Не в последнюю очередь благодаря пиару именно западных СМИ, в особенности РСЕ-РС, вокруг первого президента Кыргызстана Аскара Акаева был создан ореол большого демократа и «центральноазиатского  Томаса Джефферсона».     К чести западного радиоголоса, он давал информацию, доступ к которой простому советскому человеку до  момента развала СССР был запрещен.  Хотя «голоса» эти постоянно глушились, те быстро меняли частоту и каким-то образом умудрялись выходить в эфир в точно назначенное время. Помнится, об интересных моментах августовских событий 1991 года  в Кыргызстане  председатель КГБ Киргизской ССР генерал-лейтенант Ж.Асанкулов черпал из передач «Свободы», о чем он говорил в своих интервью  СМИ.

Многовекторность по-кыргызски

В коридорах акаевской резиденции свободно гуляли корреспонденты ранее невиданных и немыслимых в здешних местах западных  капиталистических  СМИ – «Рейтера», «Франс пресса», «Вашингтон поста», «Ассошиейтед пресса», «Нью-Йорк таймса», «Джерузалем поста», «Немецкой волны»…

Доступ которых в сплошные погранзоны Кыргызстана до поры до времени сдерживали. Сегодня западные журналисты вдоль и поперек бороздят нашу  суверенную территорию и одному Богу известно,  кто из них действительно репортер, а кто – агент иностранной разведки. Вообще, с военными секретами Кыргызстана сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Их, этих секретов, как бы нет и они нам, кыргызам, будто бы не  нужны.

Возьмем военные объекты, доставшиеся в наследство от СССР. Торпедный полигон на Иссык-Куле, пункты радиоэлектронной связи бывшего советского  Военно-морского флота остаются в юрисдикции  России. Благо, она же их охраняет и защищает от происков иностранных разведок. Известен случай, когда шпиона ЦРУ с чертежами новейших российских торпед «Шквал» иссык-кульского производства в Боомском ущелье задержали усилиями кыргызского резидента ФСБ, который  после той удачной операции пошел на повышение, получив генеральскую звезду. Израильтяне прочно обосновались в расположенных на территории Кыргызстана  бывших советских урановых месторождениях и хвостохранилищах. Журналисты с берегов Босфора, начав с издания совместных кыргызско-турецких газет и журналов, сегодня правят умами кыргызской молодежи, загнав их в специфичные лицеи и высшие учебные заведения, где главными считаются каноны ислама и турецкие обычаи.

Арабы, те вовсе наводнили родину Манаса бесчисленными мечетями, которых специально строят рядом с обычными школами, как бы заманивая детей в свои ловушки. Не первый год в кыргызских городах и  аилах появились и успешно действуют разного рода вредоносные псевдорелигиозные  секты, начиная от церквей Иисуса Христа, Муна, Свидетелей Иеговы, Кришны, мормонов и кончая  радикальными исламскими ахмадиями, акромиями, ассасинами, ваххабитами. Всем известен  разгул «Хизб-ут Тахрира». В Кыргызстане с недавних пор поговаривают о новом псевдоисламском течении  под названием «Джундаллах». Который по свидетельству мировых СМИ является не чем иным, как новым проектом ЦРУ.

Как сообщали СМИ, членами вышеназванных сект и течений в Кыргызстане являются госчины, видные деятели культуры и искусства. При таком калейдоскопе событий и средоточии идей и идеологий в небольшом Кыргызстане, берущая свое начало еще при А.Акаеве  многовекторность официальной политики Бишкека выглядит вполне логичной и продиктованной самими временем. Другое дело, как она претворяется. Все началось со знаменитой акаевской доктрины «и-и» вместо  догматичного и закостеневшего «или-или». К сожалению, судьба распорядилась так, что в разгар проведения такой, очень нужной и наиболее соответствующей менталитету кыргызов сверхперспективной  политики, очень некстати, режим Акаева пал. К идее многовекторности первого президента в последние часы пыталась вернуться команда второго президента К.Бакиев. Но поезд уходил, к тому же КурCалыча подвела его чрезмерное упование на силовой метод правления плюс  сомнительные связи его родичей с криминальным международным бизнесом. Видимо, так себе они представили многовекторность. Возможно, Максим, младший и наиболее продвинутый из Бакиевых, со временем сумел бы построить у нас свой Сингапур. Однако, несознательные и нетерпеливые кыргызы его неправильно поняли. Плевать  они хотели на мудрости не по годам мудрого «баксенка»: они хотели все получить сразу и много, забыв простую истину о том, что любое  начинание нужно продвигать и реализовать, для чего элементарно нужно время.

Желая проводить очень увлекательную и сама по себе перспективную  идею многовекторности, кыргызские политики и руководители всегда забывают одну непременную и обязательную при этом вещь – наличие соответствующих  кадров. При президенте А.Акаеве такие кадры были, они являли собой концентрированное выражение толерантного ко всему, сверхобразованного менталитета первого президента. Они в кратчайшей перспективе способны были претворить в жизнь акаевскую доктрину «и-и». Эти кадры как правило, олицетворяли   молодое поколение менеджеров здорового патриотического толка со здоровыми амбициями. К ним можно отнести, в частности, Улана Сарбанова, Болота Абильдаева, Омара Султанова,  Данияра Нарынбаева, Уркалыя Исаева.  Благодаря их и подобных им  менеджеров усилиям, Кыргызстан в канун тюльпановой революции 2005 года стоял на пороге избавления от почти двухмиллиардного внешнего долга и перед экономическим скачком. Другое дело, кто и под каким углом сегодня к сим кадрам смотрят.

Злая шутка национальной сверхидентификации

Начиная с эпохи официального добровольного присоединения раздробленных кыргызских  ханств и этнополитических образований к Российской империи, государство- и градообразующую роль в здешних краях сыграли русские и славяне. А благодаря национально-территориальному размежеванию при образовании СССР появилась нынешняя официальная среда обитания  кыргызов, бывших полукочевников, вассалов Танской и Ханьской империй, Кокандского ханства. Сегодня появилось поколение, не знающие собственную настоящую суверенную историю, начинающуюся с образования Киргизской Советской Социалистической Республики, как самостоятельного государственного образования кыргызов  в  составе многонационального Советского Союза. Вместо констатации и сохранения сей прописной истины в Кыргызстане в сознание туземного  населения сегодня усиленно насаждают древность, подвиги былинных батыров, феодальную знать дореволюционного периода. И ставят их в пример юному поколению. Я отнюдь не против всестороннего изучения и знания собственной этнической истории, героического прошлого, прививания новому поколению кыргызов чувства национальной самоидентификации.  Но  когда под соусом национальной самоидентификации идет откровенное оболванивание людей, их призывают к отчуждению от недавней созидательной  во всех отношениях советской истории, к нетерпимости к русским и русскоязычным, благодаря кому и сохранилась кыргызская нация, воспринимать это не могу однозначно.

Сегодня  кыргызов в чистом этническом виде можно видеть в основном в  приграничных горных районах и бишкекских  пригородных «шанхаях», куда те приперли опять-таки из высокогорной и окраинной провинции. К сожалению,  идейно неоперившуюся нынешнюю кыргызскую молодежь, поколение, родившегося в годы разрушительной перестройки,   с молоком матери впитавшего наркотическую смесь горбачевско-акаевской  сверхлиберальности и бакиевской  суверенной бандитской вседозволенности, сегодня использует все, кому не лень: радикальные исламисты и всевозможные религиозные сектанты, западные идеологи, наркобароны, современного пантюркизма, заправили западной и восточной секс-индустрии, а также … авторы очередных революционных переворотов в качестве пушечного мяса.

Глядя на такую, берущие свое начало с обретения независимости демократию и «многовекторность», в Кыргызстане ныне многие задумались: а на хрена они нам, эта демократия и «многовекторность», если гибнут  традиционные национальные устои, такие, как культ семьи и старших, необычное восточное жизнелюбие и бьющиеся через край оптимизм, терпимость друг к  другу, и самое главное – любовь к труду. Вместо этого молодые кыргызы и кыргызки в поисках истины кидаются в объятия чуждых идеологий и религий, и, не найдя успокоение души, различными способами зачастую прощаются с бренным миром, бросают новорожденных в мусорные баки и свалки, в злобе ко всем  и всему окружающему убивают родных и близких, калечат самих себя. Возможно ли было такое в советское время, при человеколюбивой по природе и системно обращенной к человеку советской идеологии?

Как правило, сегодня радетелями этнической чистоты кыргызов традиционно является национальная интеллигенция. Учившиеся в советских школах и ВУЗах, с момента обретения независимости  ставшая непримиримой ко всему русскому и советскому, доживающая свой век современная кыргызская  культурная элита  ныне переживает болезненную стадию собственной никчемности. Угар национализма, можно сказать, желаемых результатов уже не дает. Написанные массовыми тиражами фолианты и книжонки на   антисоветскую и антирусскую темы, идолизирующие древнюю былинную воинственную жизнь кыргызов,  пылятся на полках книжных магазинов и базарных лотков. Временами сии «щедевры» авторы через влиятельных друзей наверху пытаются втолкнуть в школьные программы.

При таком методичном вдалбливании воинственности, вполне закономерным выглядит бесстрашие революционизированной молодежной толпы,  опрокидывающей милицейские заслоны, храбро вступающей в схватку со спецназом и идущей на пули снайперов. Но эта же, вдолбанная всеми предыдущими суверенными режимами в сознание кыргызской молодежи воинственность, сегодня страшит очередной режим. Постапрелевская власть больше всего боится очередного переворота, зная, что эту, воспитанную на примерах храбрых  былинных богатырей молодежь не остановит  никакая сила. Отсюда сумятица и брожение в  бишкекских и периферийных  властных коридорах,  неуверенная и неадекватная внутренняя и внешняя политика, неоднозначное отношение  к традиционным союзникам, пугливо-недоверчивый взгляд к России.  Чего и добивался Запад с ее псевдодемократией с акцентом на национальную сверхидентификацию туземцев.

Россия нам Богом дана. Но она от нас отвернулась?

Глядя на то, с каким упоением и  в редкостном единодушии  с западными российские СМИ чернили кыргызов и Кыргызстан во время прошлогодней кровавой бойни на юге, мне не верилось, что это пишут и показывают россияне из Москвы, бывшей столицы всех советских народов. Мне, это воспринимать было тяжело. Но больнее было наблюдать за тем, как Россия, которая по образному выражению первого  и последнего легитимного президента Кыргызстана Аскара Акаева, был дана нам, кыргызам, самим Богом, яростно отталкивает нас от  себя. Однобокими репортажами своих СМИ из мест кыргызских трагедий, происходящих на бывших русских и советских территориях. Конечно,  мерзкопакостили не все из российских СМИ. Как это ни парадоксально, беспристрастно, давая слово всем сторонам конфликта освещают кыргызстанские события частные СМИ. К примеру, информационный справочник- портал «Центразия.ру»,  хотя и с узбекским акцентом – международное информационное агентство “Фергана.ру”.  Нельзя судить, например, о “Центразии.ру” исходя из комментариев на форуме. Этот информресурс считаю одной из самых демократичных в  России и доступных всем желающим выразить собственное мнение без излишних бюрокартических препон для чатующих. А то, что пишут на форуме, сие есть проблема личного уровня и личных пороков комментаторов.

В то же время беззубо-инфантильно отражает кыргызские события  федеральное РИА “Новости”, зачастую неадекватно и неквалифицированно, исходя из прошлых трафаретов освещают  Кыргызстан некоторые другие российские интернет-СМИ, считающие себя федеральными. На этом фоне наиболее профессиональным выглядит сайт “Фергана.ру” во многом благодаря тому, что его хозяин – выходец из Ферганской долины и хорошо разбирается в центральноазиатских реалиях. Из президентского пула пока что вижу единственно  толерантного и более-менее профессионально пищущего  о Кыргызстане Аркадия Дубнова.

Я славянин — ты баскак, я кыргызка – ты дурак

Складывающаяся с самого начала парада суверенитетов разрушительная самостийность на бывших русских и советских территориях во многом стала возможной из-за плевательского   отношения и бездумного космополитизма нынешней России. Это и скрытое злорадство и откровенная месть как Москвы, так и местных русских и русскоязычных  на бытовом и не на бытовом уровне, мол, захотели независимости, нате, получайте. Вместо того, чтобы активно и  с умом вмешиваться и участвовать в жизни бывших республик для собственного же блага, сохранения жизненного пространства, и, не уповать только на былые и безусловно, величайшие заслуги в окультуривании дикокаменных туземцев. Знаете, почему у американцев и западных специалистов сразу налаживаются добрые и вполне дружелюбные отношения с кыргызами и они всего за несколько месяцев научатся не только говорить, но петь по-кыргызски? Потому, что они умеют найти путь к  сердцам.

Как? Очень просто: делают вид, что зла в душе не держат, открыты в общении, в отличие многих наших  русских и русскоязычных сограждан, открыто  не показывают высокомерия и нетерпимости к проявлениям национальных традиций и родному языку туземцев. Считаю, что межнациональные конфликты скорее относятся к отношениям межличностным. Недавно на одной из научно-практических конференций на межнациональную тему я так и сказал, что так называемых межнациональных конфликтов в природе нет, а есть конфликты уровней мышления, образованности и интеллекта. То есть,  проблема в терпимости или нетерпимости конкретного Асанбека к конкретному Федору, или в обратном порядке. А  их терпимость или нетерпимость друг к другу напрямую зависит от того, насколько те знают и понимают один второго, доброжелательны друг к другу.

Казалось бы, детские истины. Но как раз эту простую истину многие вопринимать не желают. Оттуда и все проблемы. Отчуждаются, неприязненно смотрят друг на друга. Нежелание постигать другую историю,  познавать менталитет  соседа, приятеля и коллеги с лихвой компенсируют взаимной обидой, комплексованием на пустом месте.

Уверен, если бы славянин или русскоязычный когда-нибудь читал ставшие образцами истинно национальной современной  кыргызской культуры и духа  произведения Аалы Токомбаева, Касымалы Баялинова, Касымалы Жантошева, Тугелбая Сыдыкбекова и Зууру Сооронбаеву, в которых отражены  человеколюбивый, жизнеутверждающий и сверхтолерантный  менталитет кыргызов, то он на кыргыза косо не посмотрит никогда. То же самое чувство у кыргыза, прочитавшего Державина, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Есенина, Леонида Леонова,  Шукшина, Василя Быкова, Олеся Гончара.

К великому сожалению, сегодня у сверхполитизированных  и  болезненно самоидентифицируемых кыргызов другая в моде литература, чуждая собственному естеству и духу. Это бездуховные боевики и триллеры,  развратные секс-романы, а также антирусские и антисоветские писанины, которых разумная цензура попридерживала до поры до времени. В их разряд можно отнести к примеру,  романы Толегена Касымбекова, вновь расковыривающие с таким трудом заживающие раны восстания 1916 года, фильм Дооранбека Садырбаева об ошско-узгенской резне 1990 года. В которых акцент сделан на кровавые сцены, дикие всплески животной вражды и взаимной ненависти. К другому варианту насаждения бездуховности и образцу плетения мягкой  ласковой паутины гражданской инфантильности относятся популяризуемые и  методично вдалбливаемые  в сознание родившихся в перестроечные годы  и позже наполовину потерянного постсоветского молодого поколения поп-идолы. Скороспелый и всепоглощающий постперестроечный молодняк попросту не ведает, что ныне идолизируемые ими  некоторые  развартные и капризные как мадагаскарские мартышки певцы и поп-музыканты есть специальные проекты ЦРУ, нацеленные на оболванивание и отрыв молодежи от  своих корней и активного участия в решении насущных проблем общества.

К слову сказать, прочел вдоль и поперек русский перевод “Алхимика” Пауло Коэлью и никак не могу понять, что же там такого, от чего тащится современный молодняк. Так себе, романтизированные разрозненные отрывки жизненных мытарств, насквозь коммерциализованное  бытье беглого пастушонка,  да немножко местной экзотики. Мелкая ворожба, ныне называемая оккультизмом. И нет у сего произведения того, что отличает бразильца от пустынного бедуина или англичанина как представителя конкретного этноса. Проще говоря, ноль информации для желающим серьезно изучать и познавать что-то бразильское.  Зато есть офигенный полет голой и нездоровой космополитичной фантастики без роду и племени. Нет человека в полном обличии, вместо него как у Маяковского — “облако в штанах”. Ну, а уж по уровню художественности “Алхимик” в подметки не годится в сравнении с  содержательными, обращенными именно к человеку, и, во сто крат познавательными рассказами  Тургенева и Чехова о русской действительности  и Мукая Элебаева –  о кыргызской.

Конечно, негативные черты у славян и русскоязычного населения Кыргызстана есть результат ошибок   советской власти, двойной идеологии КПСС и не всегда продуманной кадровой политики бывшего Центра. Пора об этом честно сказать. Для лучшего же осознания новой ситуации и проведения более квалифицированной, современной  продуктивной внешней политики России в отношении бывших же российских территорий. Мне, советскому по воспитанию  человеку-интернационалисту, досадно видеть закостенелость в мышлении и неисправимый скрытый  шовинизм некоторых моих  друзей-славян и русскоязычных.

Сказать им об этом открыто не решаюсь, обидятся.  Хотя,  давно бы пора всем нам понять, что так жить  дальше нельзя. В то же время прекрасно понимаю  душевное состояние славян и русскоязычных сограждан, когда с обретением суверенитета   наводнившая  Бишкек малообразованная кишлачная молодежь и маргиналы, а также затаившие злобу за собственную невостребованность сверхтолерантным советским интернациональным  обществом,  из-за  осознания собственной ущербности  ко всему цивилизованному и гуманному,  махровые кыргызские националисты всех мастей разнесли в пух и прах десятилетиями налаженную жизнь и покой развитых  русскоязычных городов, русскоязычной научной, культурной  и интеллигентной среды.

Они  не готовы были к такому силовому диктату туземного населения, нашествию средневекового  вандализма и мракобесия кыргызской глубинки. Русские и славяне в Киргизской ССР  жили как бы в собственном замкнутом мире, их мало интересовало то, что происходит, как люди живут дальше городов и промышленных центров. А когда туземная провинция о себе заявила, они растерялись. Потому, что попросту не знали, не до конца  понимали титульных, хотя десятилетями жили бок о бок с ними. Лишь осознав неожиданную для себя   ужасающую реальность, кто из славян и русскоязычных повыехали, а оставшиеся из них  заняли выжидательно-пассивную позицию. Мол, пусть эти туземцы сами между собой  разбираются, а  наше дело сторона.

Борьба за умы есть борьба за территории

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Должен заметить, что эту старую и проверенную истину, к великому сожалению,  путинско-медведевская Россия в отношении бывших территорий до сих пор адекватно не осознает. Мало того, устами сонма столичных   идеологических и информационных ресурсов старательно  разрушала и до сих пор разрушает   былую нашу бесценную сокровищницу – совместно выстраданное  духовное единство не одного  поколения  советских людей под созидательным  и цементирующим  началом  русского народа.

Люди начали забывать о том, что разрушительное перестроечное, затем суверенитетное цунами было вызвано именно духовным разложением сначала в верхах КПСС, самиздатовским тиражированием анатомии и физиологии моральной деградации отдельных партбоссов с одной стороны, и с другой —  появлением “Детей Арбата” Рыбакова, в котором наизнанку показаны нравы и жизнь московских трущоб. Прочитав собственные изнанки, добрый, доверчивый,  нравственно экологичный  и непобедимый советский народ, вышедший победителем в губительной гражданской войне, отразивший апокалипсическую военную интервенцию мировых держав, создавший новое государственное устройство взамен царской, спасший мир от нацизма, дрогнул и согнулся перед страшенной “правдой” всеразлагающей гласности и плюрализма. Растиражированное  либерально-демократической перестроечной прессой гробокопательство в отношении  собственной истории, изощреннейшая  аналитика  всего негативного в советском обществе, анатомии   деградации КПСС, этого стального стержня бывшего строя,  сделали свое дело…

Ныне, судя по  течению событий, настает очередь  великой России держать экзамен на жизнеспособность. Оппозиции всех мастей всеми силами стремятся расшатать устои Государства  Российского. Нажировавшие на почти дармовой приватизации советского народного хозяйства нынешние олигархи мнят себя жертвами якобы авторитарного правительства, хотят выдать себя чуть ли не национальными героями, борцами за права и светлое будущее россиян. Хотя никто, за исключением их ближних,  друзей и им же подобных “борцов за правду”, не просил и не просит их стать заступниками. Но такова их природа, что любое разоблачение их до поры до времени остававшиеся негласными криминальные и мошеннические  делишки те посчитают за посягательство на вселенские права человека.

В этой ситуации остро и со свей актуальностью стоит вопрос о реальном и продуктивном  информационном и идеологическом влиянии России на бывшие территории. О том, как  США и западные страны, их идеологии давно и продуктивно влияют на умы жителей бывших россйиских территорий, я уже сказал. Сегодня Кыргызская служба радио “Свобода” и “Свободная  Европа” (РСЕ-РС), Кыргызкая служба радио Би-Би-Си, а также Радио “Немецкая волна”, телеканалы “Си-Эн-Эн”, “Евроньюс” стало неотъемлемой частью культурной жизни и образа мышления многих кыргызстанцев именно живым, оперативным,  нешаблонным и наиболее глубоким отражением кыргызской действительности.

Другое дело, на чьих примерах и под каким соусом все это преподносится. Элементарно ведь ясно, что для обозначения сих нюансов, ко всему этому продукту нужен профессиональный подход.   Умонастроение, образ мышления и идеологический настрой  не одного поколения кыргызов, начиная с советских времен, сформировались на передачах, например,  Кыргызской службы РСЕ-РС. К сожалению, это факт. Чего не скажешь о российских СМИ вместе взятых. Это говорит о том, что у официальной идеологии  современной России в отношении бывших территорий отсутствует четкая направленность, нет конкретного механизма и, самое главное, вовсю ощущается кадровый дефицит для осуществления реальной, продуктивной и здоровой  идейной экспансии. Хотя, честно говоря,  речь идет, как это ни прискорбно, лишь о сохранении и возвращении  российского присутствия, а не о завоевывании новых неведомых пространств.

В Кыргызстане, например, нужных идеологических кадров для осуществления этой миссии достаточно из  числа самих же   кыргызстанцев, которые прекрасно разбираются и понимают местный менталитет,  готовые стать новыми миссионерами человеколюбивого российского духа.

К сожалению, мои друзья-коллеги  из славян и русскоязычных, коренные кыргызстанцы, прекрасные специалисты своего дела,  жалуются на то, что их в Москве не понимают, к ним относятся с недоверием и во всех их устремлениях видят лишь  …коммерцию.

Возможно, здесь  сказывается насквозь коммерциализованный капиталистический менталитет некоторых новых московских идеологов и, может быть, их внутренняя отчужденность от жизни бывших советских республик. Скорее всего коллеги из Первопрестольной попросту не воспринимают всерьез того, что  “у советских” все еще “есть собственная гордость”, которая стоит выше всех богатств мира. И того, что в республиках еще живо и действует  поколение, ценящее свою былую гордость и желающее вренуть ее.  Имеется в виду здоровая и реалистическая гордость, где на первом месте, слава Богу, пока еще стоят более высокие, кроме денег и коммерции понятия.

По крайней мере, на мое  письмо о том, что  “за умы надо бороться, пока на бывших советских окраинах  еще сохранилась даже любовь к России”, из считающегося федеральным уважаемого информагенства ответили таким махровым бюрократизмом и замшелой волокитой, что у меня пропала охота общаться с ними. И с такими идеологическими кадрами Россия пытается вернуть свое влияние?

Почему бы России не перенять хотя бы опыт США и Запада  по созданию на постсоветском пространстве идеологических центров и СМИ, вещающих на языке коренных народов для сохранения и пропаганды былой, испытанной временем дружбы и духовного единства с Россией? Ведь тот же Запад тратит огромные суммы на собственные “радиоголоса”,  печатные СМИ,  НПО и сонму рахномастных идеологических центров Кыргызстане, в которых работают и честно  и вполне результативно отрабатывает свой хлеб туземцы-кыргызы. Соответственно и настроения в стране, особенно в кыргызских  верхах. Но, странное дело, как на деле выясняется, в Москве такую работу хотели бы перекладывать на плечи …самих же кыргызстанцев и местных русскоязычных СМИ . В стиле былых социалистических обязательств.  Комментарии нужны?

Напоследок уместно   процитировать слова глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексея Островского о том,  что «сегодня ситуация в Центральной Азии вписывается в ряд глобальных вызовов и угроз, которые в XXI веке становятся очень актуальными и прямым образом затрагивают интересы нашей страны», то есть России. «Они давно требуют принятия экстраординарных решений и, если их не предпринять сейчас, мы рискуем буквально через несколько лет оказаться в «точке не возврата», когда исправить многое будет уже нельзя», подчеркивает депутат ГД.

Сказанное  в полной мере относится к Кыргызстану, точнее – к  мрачным перспективам окончательной потери влияния России здесь во многом благодаря отсутствию реальных механизмов такого влияния. В то же время задачи Москвы здесь упрощаются тем, что в стране все еще сильна тяга к России, а в сравнении с некоторыми  другими странами региона туземный народ к русским и славянам  настроен благосклонно. Сумеет ли Россия воспользоваться таким благом?

Садырбек Чериков. 12.07.2013.