Чуть ли не каждый день на недавно реконструированной автодороге в Боомском ущелье случаются ЧП. Если раньше большинство из них были связаны с авто и их водителями, то после реконструкции встречные полосы дорожного полотна разделены внушительными бордюрами, что исключает встречные столкновения авто. Да и дорога стала шире, ровнее, удобнее. Но радость водителей оказалась преждевременной. Их и пассажиров ожидала новая, напасть — камнепады, обвалы горных пород, сели и потопы. Уже есть первые жертвы.

Сие было ожидаемо. Во-первых, как эксперты и специалисты запоздало заметили, дорога была обновлена почти без элементарно предусматриваемых по нормам строительства горных дорог подстрахующих сооружений — заградительных перегородок, отводных каналов и арыков, отсутствуют даже предупредительные знаки. Хотя от последних толку мало при вышеперечисленных упущениях и ошибках.

Винить во всем китайских строителей вряд ли будет справедливым. Ведь они не глупые и видимо, все предусмотрели, и деньги на все работы выделили. Но дальнейшее, судя по стучащим как метроном боомским ЧП, для простых граждан и водителей с их пассажирами остается непонятным и окутан мраком. Вся ли выделенная для реконструкции сумма освоена, все ли предусмотренные проектом работы выполнены? Учтены ли в проекте вышеназванные подстрахующие сооружения? А главное — все ли проконтролировано?

Уму непостижимо, как можно строить подобную горную дорогу повышенной опасности без предусмотренных страховочных сооружений? Так что, при доскональном и беспристрастном повторном мониторинге выполнения проектных работ по Боому работенка для фискалов и правоохранительных органов найдется обязательно. Это первое.

Второе. Нельзя исключать вероятность скрытной диверсии с китайской стороны. Поскольку издавна, с советских времен, известна заинтересованность великого соседа в отсутствии в противной стороне современных коммуникаций стратегического назначения. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. Ведь Боом, единственные ворота, соединяющие столицу Кыргызстана и Чуйскую область, а с вхождением КР в Единый экономический Союз, также СНГ со стратегически важным пограничным Иссыккульско-Нарынским регионом. А интерес Китая, прежде всего экономический, к данному региону с богатейшими недрами известен. Посему наш Боом в стратегическом плане можно смело сравнить с Рокским тоннелем между Россией и Южной Осетией.

Исходя из этого, вполне можно предположить совместную коррупцию кыргызских и китайских чиновников, которая материализовалась в виде аляповатой реконструкции и без того опасной автострады в узком Боомском ущелье. Благо, опыт подобной коррупции уже имеется. Вспомним хотя бы меламиновый скандал бакиевского периода, финалом которого к чести китайцев, стал расстрел замешанного с ихней стороны чиновника, а наш «куратор» отделался лишь почетным освобождением с занимаемой должности.

В заключении остается лишь напомнить нашу публикацию годичной давности («Альтернатива узкому и опасному Боому — рядом». 27.07.2015 г.), в которой мы предвидели нынешние ЧП, опасности в Бооме и указали на необходимость построения намного безопасной альтернативной запасной (возможно, в будущем главной) стратегической дороги через пригородный поселек Кой-Таш далее по Иссык-Атинскому ущелью со спуском в Кочкорский район. А там до Балыкчы рукой подать.

Можно сказать, что Всевышний пока спасает ездоков по Боому от падения проходящих выше железнодорожных составов по причине ослабления фундаментов скальных пород из-за расширение расположенной ниже автодороги. Еще. Даже простым горцам известно, что в горах камнепады, а также снежные лавины вызывает даже малейший громкий звук. Как говорится, бомжу ведь ясно, что камни в Бооме падают вниз еще из-за постоянной вибрации от проходящих выше поездов и тяжеловесных фур внизу. Наше журналистское дело указать на проблему и предупредить. Решают и разбираются госструктуры, наделенные полномочиями и получающие зарплату из казны за свои прямые обязанности.

Садырбек Чериков. Extranews.kg