Кыргызстану хорошие современные внутренние автодороги нужны как воздух. Особенно в приграничные районы и населенные пункты, которые угрожающе деградируют и пустеют потому, что туда банально добраться невозможно. К примеру, почти что пустующие высокогорные долины Нарынской, Иссык-Кульской областей нуждаются в качественных транспортных путях.

Всевышний одарил нашу страну сказочно неповторимой природой, недрами, где есть все элементы таблицы Менделеева, и уверен, даже больше, чем в этой таблице. Просто они еще разведаны и потому остаются не освоенные. Уран, и то извлекли только по острой нужде, когда Сталину надо было срочно и адекватно ответить американскому «проекту Манхэттен». А сколько еще сокровищ таит в себе кыргызские недра, одному Богу и геологам известно. А к ним нужны дороги. В этом смысле перед Кыргызстаном реально маячит именно промышленная и коммуникационная революция. Вместо этого, политики, как базарбаши, думают только о личной выгоде и как только лишатся властной кормушки, пугают всех революцией политизированной и купленной толпы. И, конечно, «с думой о народе».

А народ хочет одного – удобных и хороших дорог, чтобы нормально, комфортно и быстро ездить: к родственникам, друзьям, чудесным местам в других регионах, а из регионов – в столицу страны. Люди хотят живого общения, живого разговора: бишкекчане, чуйцы — с ошанами, баткенцами; таласцы и иссык-кульцы — с жалалабадцами и нарынчанами, чем довольствоваться слухами и сплетнями, зачастую специально распускаемыми. Дороги – это большая политика.

Кстати, о широко рекламируемой транскыргызской автодороге. Идея сама по себе жизненно важная, но опять-таки с малым охватом именно отдаленных регионов и местностей. Но главный недостаток и промах проекта в том, что по северо-востоку соединяющая Чуйскую долину с Приссыккульем и Нарынским регионом дорога вновь встряла в единственное узкое и опасное Боомское ущелье. Сложный и стрессовый путь по которой к тому же часто бывает закрытой из за камнепадов и снежных лавин. Дорога опасна еще и тем, что в нескольких местах параллельно идут авто- и железная дорога на разных уровнях. И нет гарантий того, что скалы вечно будут держать тяжесть проходящего в нескольких метрах над автотрассой железнодорожного состава.

Между тем, совсем рядом, прямо из Бишкека через Кой-Таш выходит хорошая автодорога до курорта «Иссык-Ата». Которую легче расширить и обновить, а дальше можно было бы продолжить вдоль русла речки Тунук или Кегети, затем через небольшой перевал спустить в Кочкорскую долину и соединить с тамошней магистральной трассой. А оттуда ровная удобная дорога на Иссык-Куль и в Нарынскую область. Жаль, что проектанты сие не учли и упрямо поперли в узкую и опасную Боомскую горловину.

Помнится, в советское время, в момент обострения отношений с Китаем, говорили о том, что достаточно одной-двух ракет, чтобы завалить скалы и перекрыть Боомское ущелье, и там образуется озеро, которое могло бы затопить Чуйскую долину вместе с Фрунзе.

Разговоры разговорами, но ясно как день, что в случае чего подобную катастрофу исключать нельзя. Посему, очень нужен альтернативный, кроме единственного через Боом, выход в стратегический Иссык-Кульско-Нарынский регион. По некоторым данным, дорогу через Кыргызский хребет намечено было проложить в шестидесятые годы прошлого столетия при премьерстве Абды Суеркулова и Болота Мамбетова. Но затем почему-то заморозили. Наверное, проект трассы хранится в архивах. Если дать ему вторую жизнь, то страна получила бы действительно альтернативную и безопасную, очень важную межрегиональную автодорогу.

Садырбек Чериков.